УКРАЇНА ЦЕ ЄВРОПА!! (maidenua) wrote,
УКРАЇНА ЦЕ ЄВРОПА!!
maidenua

Categories:

Путешествие в Восточный Донбасс. Новошахтинск.

Originally posted by frankensstein at Путешествие в Восточный Донбасс. Новошахтинск.
Новошахтинск стал последним пунктом в маршруте моего путешествия по Восточному Донбассу. Этот город расположен на самой границе России и Украины, и является крупным таможенным центром. Если вы периодически ездите из Украины в Ростов или Новочеркасск, то наверняка проезжали и по улицам Новошахтинска.

Мне также доводилось проезжать через этот город раньше, но каждый раз я успевал увидеть за окном автобуса лишь мелькающие здания. А теперь, наконец, остановился и вышел, неспешно прогулялся по улицам.




В Новошахтинске, как и в Шахтах, от шахт осталось одно название. В 90-х годах угольная промышленность здесь планомерно ликвидировалась. Последние три шахты «Западная-Капитальная», «им. Ленина» и «им. Комсомольской правды» были остановлены в 2003 году в результате аварии. Выработки шахт были связаны между собой, поэтому, когда «Западную Капитальную» затопило грунтовыми водами, вынуждены были прекратить работу все три предприятия.

Горняков, работавших под землей, тогда чудом удалось спасти, однако восстановить шахты оказалось уже невозможно. Для экономики города остановка шахт обернулась сокрушительным нокаутом. Часть шахтеров трудоустроили на Шпицберген (!!!), но положение города это особенно не улучшило…

После ликвидации градообразующей отрасли, Новошахтинск вполне прогнозируемо погрузился в депрессию. Даже не смотря на серьезные меры, принятые властями для спасения города, социальная и экономическая обстановка в нем остается сложной и до сих пор. Свидетельствует об этом хотя бы эта прошлогодняя статья в местной газете «Знамя шахтера». Такую газету я покупал в киоске, и могу сказать, что издание нисколько не оппозиционное, и даже наоборот.

Пару лет назад в Новошахтинске был построен нефтеперерабатывающий завод. Это обстоятельство выгодно отличает город от таких «черных дыр», как Донецк и Гуково, где пока что не построили ничего. Но то ли завод еще нормально не вошел в рабочую колею, то ли мощностей нового предприятия не хватает, чтобы обеспечить город – работа его ситуацию кардинально не улучшила. Жители по-прежнему жалуются на безработицу и низкий уровень жизни. Из города стараются уезжать. Причем, не только в Москву или Сочи, но и в соседние Новочеркасск и Таганрог, где стабильно работают крупные заводы и выплачиваются приличные зарплаты.

Новошахтинский НПЗ находится на расстоянии нескольких километров от города, поэтому туда я не дошел, а честно украл фотографию с сайта застройщика.



Женское население в основном работает на бывшей трикотажной фабрике, где теперь шьют хорошо известные в Украине джинсы «Jee-jay».



Новошахтинск – город довольно крупный. Официальные источники говорят, что в нем проживает около 115 тысяч человек. Неофициальные называют меньшие цифры. Как и всякий шахтерский промышленный центр, город сильно разбросан, очень неоднороден и состоит из множества сросшихся между собой горняцких поселков. Жилые кварталы в нем хаотично чередуются с породными отвалами, промзонами и участками голой степи. Где-то строится новое жилье, где-то стоят полузаброшенные бараки.

Точной даты основания Новошахтинска я так и не нашел. Принято считать, что город возник в 1910 году, после того, как несколько шахтных поселков были объединены в один поселок Несветай, получивший название от одноименной речки. На плакате, который запечатлен на заглавной фотографии, за дату возникновения Новошахтинска принят и вовсе 1939 год, когда поселку был присвоен статус города. Однако лично я такой подход считаю несправедливым, и думаю, что на самом деле город возник одновременно с началом угледобычи еще в середине XIX века.

Название Несветай большевикам не понравилось, поэтому его быстро сменили на более советское. Но горожане свои корни не забывают, и старое название часто можно встретить то тут, то там. В городе есть бар «Несветай», до недавних пор работала Несветайская ЦОФ, возможно, есть и другие объекты.



Вокзал в Новошахтинске небольшой, но вполне приличный. У перрона постоянно можно увидеть автобусы с украинскими номерами.



На стенде «Их разыскивает милиция» помимо всяких ханыг встречаются и такие, экзотичные для Украины варианты



От автостанции я направился к заброшенной шахте имени Ленина, которая находилась совсем рядом, на пути к центру города. Ориентиром служила лесистая верхушка заросшего террикона, значительно возвышающаяся над окрестностями.



Шахта им. Ленина была основана еще до Октябрьской революции. В 1917 году она остановилась и была законсервирована, снова вошла в строй только в 1931 году. А в 2003 была окончательно остановлена.
После закрытия шахта была заброшена и покинута на произвол мародеров. На местном форуме есть несколько снимков 2007 года, на которых запечатлены еще относительно целые шахтные постройки.






Сегодня же от бывшей шахты осталось только несколько сильно разрушенных корпусов.



По какой-то причине шахтную территорию не отдали под малый бизнес, а попросту оставили зарастать травой и кустарниками. Ныне она не охраняется и доступна всем желающим. Весьма удивительный факт, ведь подобные объекты в Донецке, Гуково и Шахтах используются в качестве складов и промплощадок.





Упячка каким-то чудом добралась и сюда.



Пластмассовые контейнеры для проб угля разбросаны среди развалин.



Деревянная наноЛЭП



От шахты до центра города совсем недалеко. Центр, как часто бывает в шахтерских городах, начался достаточно внезапно. Патриархальные одноэтажные пришахтные улочки разом сменились приличествующими центру постройками.





Местную музыкальную школу явно слизали с какой-то синагоги. Ни за что бы не подумал, что в этом здании обучают музыке, если бы не пояснительная надпись у входа. Архитектор школы явно был скрытым сионистом.



Центр в основном застроен малоэтажными зданиями сталинской постройки, но встречаются и образцы современной архитектуры.



Самое высокое здание центра города – городская администрация с частично обвалившейся с фасада штукатуркой.



Оживление царит только на главной площади и возле рынка. Чуть в стороне центральные улицы, вымощенные плиткой, выглядят тихими и тенистыми.



Недалеко от мэрии расположен вполне ухоженный центральный парк Победы, который очевидно становится центром культурной жизни в выходные. В парке традиционный набор памятников – чернобыльцам и бойцам Второй Мировой. Кроме того, в Новошахтинске есть и своя Венера.



Прямо за парком, начинается какой-то совершенно трущобный квартал из запущенных бараков, заселенных, по виду, в основном цыганами. Последних сюда, очевидно, привлекла близость к центральному рынку.
Удивляет, что эти трущобы не сносятся и не застраиваются новым жильем, ведь находятся они в самом центре Новошахтинска. Новые дома почему-то строятся на свободных участках голой степи на окраине, в то время, как центр города уродует такое непотребство.



Кинотеатр, ставший магазином.



Тут же находится автостанция, куда съезжаются автобусы из поселков. Ознакомившись с центром Новошахтинска, я решил сесть на один из них и поглядеть на рабочую окраину. Среди имевшихся маршрутов выбрал тот, который следовал в поселок шахты «Западная-Капитальная».



В России «газели» с начала 90-х практически не изменились. Если в Украине из них умудрились вылепить вполне приличные автобусы «Рута» и ГалАз, то на своей родине «газели» так и остались низкими и тесными гробами.

В добавок к этому, в России «газели» до сих пор являются основным транспортом некрупных городов. Ни «Богданов», ни «Эталонов» в Ростовской области я не встречал.



Маршрутка забросила меня в поселок Несветаевский, на далекую западную окраину Новошахтинска, застроенную в основном частными домами и барачным жильем. Из достопримечательностей в поселке можно отметить отреставрированный ДК.



А также (внезапно) одинокий трехэтажный новострой. По какой причине его решили построить именно тут, я так и не понял.



Чуть поодаль, в небольшом сквере, находилось старое здание больницы с серпом и молотом над дверями.



Прочие постройки поселка оригинальностью не выделялись.




В Новошахтинске придумали отмечать границы поселков указателями. Превосходная задумка, которую следовало бы внедрять и в наших городах, где порой сам черт заблудиться может.



Переезд напоминает нам, что мы находимся в Донбассе – регионе с самой густой железнодорожной сетью в бывшей империи.



В поселке Западный оказалось на удивление много заброшенных домов. Столько я не встречал еще ни в одном российском городе. Встречаются как относительно целые, заросшие бурьяном по самые крыши, так и вконец развалившиеся.





По некоторым домам очень сложно определить, жилые они, или нет.



Поселковый магазин «Сармат», спионеривший дизайн вывески у украинского пива.



Один из покинутых придорожных домов сносился экскаватором. Непонятно по какой причине одни развалины сносятся, а другие нет.



Улица в поселке «Западный»



Вдоль улицы тянутся кварталы двухэтажных бараков. Похожие мне встречались в Енакиево. Местами на стенах висят кондиционеры, местами отсутствуют двери на подъездах.





Самым светлым местом в поселке является храм.



Породный отвал шахты «Западной-Капитальной», в 2003-м году похоронившей весь новошахтинский углепром. Город, начавшийся для меня с шахты, шахтой же и закончился.



Из Новошахтинска я отправился в родные края. В этом городе завершились мои недельные странствия по прериям Восточного Донбасса. Разумеется, изучить этот край в полной мере за такой короткий срок было невозможно, однако общее впечатление мне составить вполне удалось. Субъективно ли оно? Безусловно. Каждый видит по-своему, и то, что изложено выше, лишь авторский взгляд, а не единственно верный путеводитель.

Русский Донбасс сегодня напоминает уставшего, запившего работягу, который еще не решил, бросать ли ему стакан и браться за ум, или же допиться до смерти. Неофициальные источники твердят о полном упадке, официальные - бодро рапортуют о достижениях. Доподлинно известно, что в Восточный Донбасс сегодня вкладываются большие деньги, но особенной отдачи от этих инвестиций местное население пока не видит. В основном эти средства тратятся на внешний марафет, поэтому шахтерские города Восточного Донбасса в основном ухожены в центральной части, и беспросветны на рабочих окраинах.

Возможно, лет через двадцать, эти фотографии будут вызывать усмешку. Возможно - шок. Но именно таким Восточный Донбасс является сейчас, в середине 2011 года. Посмотрим, сильно ли он переменится со временем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments